Художник Сергей Меркулов – коренной севастополец. Предпочитает рисовать родной край. Выпускает самые лучшие, на мой взгляд, открытки с севастопольскими сюжетами.
В рубрике «Точка зрения» Сергей поделился советами с начинающими (и не только!) художниками, как подготовиться к пленэру, где искать интересные сюжеты в Крыму и как лучше рисовать: в одиночку или компанией.
Места для пленэра в Севастополе и Крыму
Для пленэра в Севастополе подойдут разные места. Особенно популярны у художников Херсонес, Фиолент, Балаклава, также интересны Аполлоновка (для тех, кто знает) и музей «35-я батарея». Но центр города, где можно неделями ходить и рисовать – это отдельная история. Делая зарисовки, обязательно стоит заглядывать во дворики на городском холме или на Большой Морской. Это неиссякаемый источник вдохновения.
В Балаклаве можно облазить бухту с обеих сторон: с одной стороны видны башни генуэзской крепости и набережная, с другой стороны – красивейшие пейзажи.
На Северной стороне тоже немало достопримечательностей: вид на южную часть, проплывающие мимо военные корабли, паромы, Константиновская и Михайловская батареи, большой парк, где ежегодно проходят выставки художников, музыкантов, поэтов и разных ремесленников. В общем летом вдохновения море.
В последние годы у меня самое популярное место для пленэра – Херсонес, так как живу рядом. Но сейчас бываю очень редко, всё потому, что летом администрация запретила там купаться. Считаю это самой большой потерей для жителей прилегающих улиц.
Если брать Крым в целом, то это одно большое вдохновение. Я даже из автобуса Севастополь – Ялта фотографировал интересные сюжеты. Но в данный момент мои самые любимые места – это Гурзуф с дачей Чехова и огромным пляжем и Бахчисарай с его Чуфут-Кале и Ханским дворцом. Но на другой стороне не менее красиво, чем в нашей части. Так что ехать рисовать можно в любую точку Крыма.
Подготовка к пленэру
Самое главное, что художник должен взять с собой на пленэр – это вода и еда. Когда мы ездили в пещерный город Чуфут-кале в Бахчисарае, перекус был весьма кстати. Особенно наверху, где ничего не продаётся, а в жару без воды вообще не рекомендуют подниматься наверх. Никаких шуток: вода и еда – самые главные пункты в подготовке, когда отправляешься рисовать на целый день.
Также можно взять с собой стул или туристический коврик. Я не люблю носить стульчики, так как они объемные. Летом обычно сажусь на землю или на бордюр. Зимой почти не рисую, так как очень холодно, но если и случается, то рисую стоя и очень быстро.
Выбирать инструменты нужно по зову души: кому-то удобнее рисовать маркерами, кто-то предпочитает ручки, кто-то выбирает акварель. Я обычно беру с собой только блокнот и перьевую ручку. На большие выезды могу взять и акварель, но тогда ещё стаканчик (вода то у нас уже есть).
Перед поездкой я изучаю, как добраться до нужного места, по какому расписанию ходят автобусы. Не лишним будет посмотреть фотографии выбранной для пленэра локации. Если она оказалась не слишком вдохновляющей (такое бывает очень редко, но бывает), то всегда можно выкрутиться и нарисовать остановку, автобус и людей. Хотя я считаю, что художник может любой пейзаж сделать живописным.
Компания или в одиночку?
Я люблю рисовать в компании, так как это легче психологически. Когда рисуешь, то неизменно привлекаешь внимание прохожих, если же вас несколько, то это внимание будет не таким пристальным. Обычно со мной порисовать выбираются один или два человека. К тому же в компании веселее, и кто-то всегда может поделиться с вами бутербродом.
Определенного состава в моей компании нет, есть пара человек, легких на подъем, остальные присоединяются к нам по желанию. Собрать большое количество художников сложно, так как у всех работа, семьи, дела. Рекорд был побит на пленэре в Херсонесе – нас было семеро. А, например, в Гурзуф поехали только четверо.
Компанию для пленэров нахожу в социальных сетях ВКонтакте и в инстаграме. Кто-то сам пишет мне с предложением, с кем-то сначала завязывается переписка, а потом они приезжают в Севастополь, и я приглашаю их порисовать вместе. Так я познакомился с замечательными художницами из Москвы и Подмосковья.
Учебные пленэры за деньги пока не провожу. Видимо у меня ещё не такое бедственное положение. Но советом всегда помогу, если попросят.
Пленэр: для чего?
На пленэре художник тренируется общаться с природой и с другими людьми в процессе. Это некая психологическая тренировка, учит отстраняться от реальности. Также можно подсмотреть у коллег интересные идеи и ракурсы. Можно указать на какие-то ошибки друг друга. В нашей компании к критике относятся нормально. Добавлю, что можно рисовать молча, а можно рассказывать интересные истории или анекдоты. Мы иногда так делаем и рисовать становится веселее.
Немного о проектах
Я участвую в проекте «Карты в руки» (на самом деле окончательного названия ещё нет). Он будет состоять из восьми карт формата А2 с квестами и описанием мест и маршрутов. Всего в проекте участвует восемь художников, каждый из них рисует определенный район Севастополя. Эти карты будут как игровой путеводитель по маршрутам. Сами карты уже нарисованы, сейчас идёт работа над квестами и описанием.
P.S. Автор всех рисунков в тексте — Сергей Меркулов.